История казахского суда берет свое начало с древних времен, когда народные традиции, обычаи, религиозные каноны служили законами в казахской степи. На огромном пространстве от Черного моря до Алтайских гор образовывались, сменяя друг друга государства саков, гуннов, уйсунов, тюрков, карлуков, где действовали законы, свидетельства о которых мы находим в многочисленных источниках по истории государства и права. Это убедительно доказывает в научном труде "Древние тюрки" замечательный исследователь, большой знаток истории Евразии Л. Гумилев.
Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". Заметный вклад в развитие правовой системы казахского общества внес Есим хан. Он значительно усилил воинские законы, повысив ответственность воинов, что было связано с необходимостью защиты от захватнических устремлений джунгар. В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы ", которые по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, выпестованные тысячелетиями в недрах национальных традиций, общественных явлений в системе государства казахской нации, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу.
Последняя четверть XVIII века стала серьезной исторической вехой в формировании официальной судебной системы в Казахстане. В это время казахи оказались поддаными России и практически утеряли право на самоуправление - наряду с судами биев действовали и российские законы. 23 декабря 1786 года Екатерина II издала Указ о создании пограничного суда в киргизской (казахской) степи по проекту тогдашнего генерал-губернатора Оренбурга Игельстрома1. Каждый руководитель родоплеменного союза назначался председателем местного родового суда. Секретарями стали муллы, советниками назначены шесть казахских старшин. Два татарина и два русских служили контролерами. Так в жизнь казахского народа вторглась официальная судебная власть.
В 1918-1920 годы, в разгар гражданской войны, в некоторых областях властью овладели белогвардейцы, в связи с чем в этих областях пали революционные трибуналы. С целью восстановления их 12 апреля 1919 года Казахский военно-революционный комитет вновь восстановил "Положения о революционных трибуналах", а 31 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик2. Это круто изменило и структуру судебной системы. В начале 1923 года вышли указы Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета о создании в республиках верховных судов. В связи с этим 10 апреля 1923 года Верховный суд РСФСР издал приказ № 31, в 8-ом параграфе которого сказано: "... При сем объявляются для руководства штата Туркестанского отделения Верховного суда в количестве 57 штатных единиц, утвержденный постановлением Президиума Верховного суда от 17 марта с.г. Приложение: штат Туркестанского отделения". А 11 апреля этого же года постановлением ВЦИК в составе РСФСР был образован Верховный суд Киргизского (Казахского) отделения. Мы приводим полный текст документа № 0268, подписанный председателем ВЦИК М. Калининым и секретарем Т. Сафроновым "О положении Киргизского (Казахского) отделения Верховного суда РСФСР":
1. Отделение Киргизского Верховного суда работает в следующем составе: а) президиум; б) кассационная коллегия по уголовным делам; в) коллегия по уголовным делам.
2. Президиум отделения Верховного суда: председатель отделения; председатели кассационных коллегий по уголовным делам и по делам судов.
3. Коллегия:
а) определяет и распределяет обязанности судей Верховного суда отделения;
б) совместно со специально созданным составом суда непосредственно контролирует работу коллегии по судебным делам;
в) собирает сведения по отделению Верховного суда, рассматривает и утверждает информацию коллегии суда;
г) по предложению прокурора республики назначает специальную проверку работы областных судов, заслушивает итоги проверок и утверждает их;
д) по личному заявлению прокурора республики и в порядке отчетности возбуждает производственно-дисциплинарные дела над членами Верховного суда Киргизского отделения, над председателями областных судов и их заместителями.
Примечание: заместитель прокурора Киргизкой Республики при Верховном суде РСФСР в обязательном порядке присутствует на заседании коллегии с совещательным голосом.
4. Председатель отдела Верховного суда руководит всеми делами отдела. Председатель и его заместитель могут принять на себя право председательствовать на всех рассматриваемых судебных делах в коллегии.
5. Кассационная коллегия по уголовным делам действует согласно статьям 437-447 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Это полностью относится и к уголовным делам кассационных инстанций областных судов.
6. Состав суда кассационной коллегии состоит из председателя и двух членов (три человека).
7. Судебные дела, относящиеся к Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республике, согласно статьям 448-449 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, рассматривает судебная коллегия в состав председателя и помощника прокурора при судебной коллегии Верховного суда.
8. Согласно пунктам 1, 2 60-ой статьи "Положения о составе суда" Казахский отдел Верховного суда пленум не проводит. Это право принадлежит Верховному суду РСФСР.
9. В отделе Верховного суда дисциплинарная коллегия не предусмотрена. Права рассматривать такие дела даны коллегии (статья 3, пункт "д").
10. Указано, что утверждение и назначение состава отдела Верховного суда производится в соответствии со статьей 58 "Положения о составе суда"3.
Первым председателем отдела Верховного суда РСФСР, организованного 11 апреля 1923 года, был назначен Нигмет Нурмаков, который с октября 1921 года возглавлял Верховный революционный трибунал. Следует особо отметить роль Нигмета Нурмакова в становлении Верховного суда, Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Казахстана. После работы министром юстиции и генеральным прокурором Казахской АССР в конце 1924 года Н. Нурмаков был назначен председателем Совета Народного Комиссариата республики (нынешний премьер-министр). В 1931-1937 годах был заведующим отделом коллегии ВЦИК. А в 1937 году, как многие другие ни в чем не повинные патриоты, стал жертвой сталинских репрессий.
В 1923 году штат Верховного суда составлял 52 единицы. Однако, в связи с острым недостатком кадров, в аппарате работали всего 29 человек. Для более широкого освещения деятельности Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР сохранившихся архивных документов слишком мало. И все-таки сохранился доклад заместителя председателя коллегии суда А.А. Голубцова об утверждении нового состава коллегии суда приказом Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР от 18 августа 1923 года4, из которого мы узнаем, что 1 января 1923 года был назначен только председатель суда в лице П.В. Алексеева. Лишь после приказа коллегии Верховного суда от 18 августа 1923 года были утверждены члены коллегии5. В это время председателем 3-го отдела Киргизского (Казахского) Верховного суда был временно назначен на эту должность И.И. Кочкин. Кроме названных членов коллегии, в разное время руководили коллегией суда Т.А. Арыстанбеков, М.Н. Демме. Если говорить о работе Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР в 1924 году, то это был период укрепления государственной власти, активизации деятельности судов в претворении в жизнь норм социалистической законности. От всех судебных инстанций требовались беспрекословное выполнение законов, основанных на политике классовой борьбы, направленной на уничтожение в стране чуждых элементов. 1 марта 1924 года председателем Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР назначен Тлеужан Мукашев. Это был высокоинтеллектуальный правовед, крупный организатор дела; к сожалению, его тоже не миновала горькая доля сталинских репрессий. Тлеужан Мукашев в 1924-1925 годы работал председателем Верховного суда, в 1936-1938 годы был председателем Уральского губернского суда; затем прокурором Уральского округа; членом коллегии отдела Казахского Верховного суда; в 1937 году - заместителем председателя Верховного суда Казахской ССР. Сохранился отчетный доклад 1924 года о работе Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР, где, в частности, председатель рассказал о роли и компетенции отдела. Он подчеркивал, что Верховный суд как высший судебный орган полностью контролирует деятельность судов; имеет право рассматривать жалобы, протесты по приговорам по уголовным делам губернских и местных народных судов; рассматривать любые дела судов в порядке контроля, за исключением Военно-транспортного трибунала и суда первой инстанции, рассматривающих дела особой государственной важности.
Президиум отдела Верховного суда состоял из председателя и кассационной коллегии по уголовным делам.
А в функцию его входило:
а) распределение обязанностей между членами коллегии;
б) назначение губернских судей;
в) возбуждение производственно-дисциплинарных дел;
г) рассматривание и утверждение специальных приказов и инструкций.
В 1924 году было проведено 31 заседание президиума, на которых рассматривались 77 разных вопросов, в том, числе: 11 - по организационным делам; 7 - о результатах проверок работы губернских судов; 6 - о решениях губернских судов по производственно-дисциплинарным вопросам; 4 - о производственно-дисциплинарных делах; 3 - о внутренних циркулярах и разных разъяснениях, о проверяющих губернских судов; 6 - об ускорении ведения дел на казахском языке; 3 - об исполненных делах коллегиями судов; 5 - о положении Верховного суда; 6 - о назначении и перемещении судей и других; 10 вопросов, касающихся организационных дел, нашли свои решения.
Самой сложной проблемой было решение вопросов ведения судебных дел на казахском языке. В связи с острой нехваткой национальных кадров практически невозможно было обеспечить ведение судопроизводства на казахском языке. В докладе Т. Мукашева привлекают внимание некоторые факты6. В 1924 году на нынешней территории Казахстана существовали Акмолинская, Семипалатинская, Актюбинская, Бокеевская, Костанайская, Оренбургская, Уральская губернии и Адайский уезд. Затем к ним присоединились Жетысуйская, Сырдарьинская губернии и Каракалпакская автономная область. Всеми этими судами на огромной территории руководило Казахское отделение Верховного суда. Если сказать точнее, на 2 845 275 квадратных метрах площади защищали права 6 216 672 граждан 4 губернских, 3 областных и Адайский уездный (на правах областного) суды.
1925 год для Казахстана был годом важных событий. Произошли серьезные изменения в государственной системе и территориальном управлении. Самое главное - к нашему народу вернулось истинное национальное имя - казахи. В свое время решением российских властей Казахстан был разделен. Южные области отошли к Туркестанскому краю. В 1924 году Жетысуйская и Сырдарьинская области были присоединены к Казахской АССР. В эти годы Казахский отдел Верховного суда РСФСР готовил проект, пересматривающий положение о составе суда. Причиной этому послужило отсутствие в Казахском отделе Верховного суда коллегии по гражданским делам. Гражданские дела рассматривались в губернских (областных) судах, а протесты и жалобы направлялись непосредственно в Верховный суд РСФСР. Таким образом, настоятельно встал вопрос о создании коллегии по гражданским делам.
1 июня 1925 года Президиум ВЦИК принял постановление "О создании в Казахском отделе Верховного суда коллегии по гражданским делам и кассационной коллегии", где указывалось: "При Казахском отделе Верховного суда РСФСР: 1. Создать кассационную коллегию по гражданским делам. 2. Поручить Верховному суду РСФСР внести конкретные изменения и дополнения в положение, утвержденное Президиумом ВЦИК 11 апреля 1923 года. 3. Измененный текст положения о казахском отделе Верховного суда РСФСР представить в Президиум ВЦИК и в Совет Народных Комиссаров РСФСР"7. В протоколе № 9 от 24 августа1925 года заседания Президиума Казахского отдела Верховного суда РСФСР записано: 1. "Согласно постановлению ВЦИК от 11 апреля 1923 года и 1 июня 1925 года пункты "б" и "в" 1-й статьи положения записать в следующей редакции: б) судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам... 2) во 2-й статье после слов "Председатель отдела" записать "Председатели кассационной судебной коллегии по уголовным делам и кассационной коллегии по гражданским судебным делам"8. Новое положение о Казахском отделе Верховного суда РСФСР было обсуждено и утверждено во всех государственных правовых органах. Самым важным изменением, внесенным в положение, было введение коллегии по гражданским делам и кассационной коллегии в состав Верховного суда КазАССР. В 6-ой статье проекта положения, принятого в 1925 году ВЦИК, говорится: "...Посылаемая губернскими судами Казахской Советской Социалистической Республики в отдел Верховного суда требуемая сумма по гражданским делам не должна превышать 10 000 рублей. Если требуемая сумма превышает 10 000 рублей то, как и прежде, кассационные жалобы по таким делам рассматриваются в порядке контроля непосредственно в Верховном суде РСФСР". Истцами и ответчиками всех судебных дел, относящихся к компетенции гражданской судебной коллегии, признаются: Казахский Центральный Исполнительный Комитет (КазЦИК); Совет Народных Комиссаров; народные комиссариаты и приравненные к ним центральные управления; губернские, областные исполнительные комитеты и столичный городской совет. Согласовав этот проект с ВЦИК, Совет Народных Комиссаров РСФСР 18 января 1926 года принял постановление "О положении Казахского отдела Верховного суда РСФСР"9.
Много труда и энергии вложил в организацию коллегии суда по гражданским делам в Казахском отделе Верховного суда председатель отделения Мырзагул Атаниязов. В 1921-1922 годах он работал заместителем председателя, председателем военной коллегии Актюбинского губернского трибунала. С 1922 года он народный комиссар юстиции КазАССР. Будучи признанным в республике высококвалифицированным правоведом, с 1925 по 1927 год Мырзагул Атаниязов возглавлял Казахский отдел Верховного суда. Ему тоже было суждено пасть жертвой репрессий.
Казахское отделение Верховного суда в 1926 году завершило совершенствование системы и структуры суда. В 1926-1936 годы суды, опираясь на советские законы, вели активную работу в поддержку коммунистических идей по строительству социализма. В 1936 году деятельность судебных органов была серьезно укреплена новой Конституцией, принятой VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом. В это время и в системе государственного управления Казахстана происходили заметные изменения. Наша автономная республика стала союзной республикой. Была принята конституция, обеспечивающая образование и развитие республики, осуществление власти, законотворческой деятельности. 9 июля 1936 года Президиум КазЦИК под председательством Л.И. Мирзояна создал конституционную комиссию. 3 февраля 1937 года КазЦИК рассмотрел вопрос "О Конституции Казахской ССР". Решили доработанный проект Конституции передать на широкое обсуждение трудящихся.
26 марта 1937 года Х Всеказахстанский съезд Советов принял постановление о принятии новой Конституции социалистического Казахстана10. IX глава Конституции СССР и VII глава Конституции Казахской ССР посвящены организации и созданию судебных органов прокурорской службы. Согласно Конституции КазССР по административному делению судебная система была создана под эгидой Советов народных депутатов. Во всех районах были созданы участки народных судов, рассматривающие гражданские и уголовные дела. Они считались самыми низшими судебными инстанциями. На следующей ступеньке стояли областные суды. Они рассматривали и принимали решения по гражданским и уголовным делам в масштабе области, также рассматривали кассационные жалобы, жалобы по решениям и приговорам народных судов, выносили по ним свой вердикт.
Верховный суд КазССР был высшим судебным органом. Он мог пересматривать решения нижестоящих судебных органов в порядке надзора и кассации. Также Верховный суд имел право пересматривать оставленные в силе решения судов по кассационным жалобам, протестам или кассационные жалобы, не рассмотренные из-за нарушения сроков подачи, установленных законом. В 1936 году в соответствии с основными принципами СССР и Казахской ССР судей народных судов избирали трудящиеся в порядке прямого, равного, тайного голосования сроком на 3 года. Выдвигать кандидатов в судьи и народные заседатели имели право: общие собрания общественных организаций трудящихся; партийных, профсоюзных организаций. Судей областного суда выбирал областной Совет депутатов трудящихся сроком на 5 лет. А судей Верховного суда назначал Верховный Совет Казахской ССР также сроком на 5 лет. В состав его входили: председатель, заместитель председателя, члены Верховного суда и народные заседатели. В Верховном суде Казахской ССР вели дела коллегия суда по уголовным делам и коллегия суда по гражданским делам. Обе коллегии Верховного суда были равными и вели дела самостоятельно, независимо друг от друга. Они могли пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов, вошедшие в законную силу. Им было дано право пересматривать по кассационным жалобам решения областных судов, принятые по проекту председателя Верховного суда Казахской ССР и генерального прокурора Казахской ССР, но не вошедшие еще в законную силу. Этому были свои причины. Согласно положениям нового закона "О составе суда", принятого в 1938 году, областные суды были лишены компетенции проведения по судебным делам коллегий и пленумов. Эти права были переданы Верховному суду Казахской ССР и Верховному суду СССР, в связи с чем были ликвидированы управления судов при областных судах; словом, согласно закону "О составе суда" все суды Казахстана вели судебные дела в строго очерченных рамках.
В 1939 году вторая сессия Верховного Совета Казахской ССР избрала в составе Верховного суда 25 судей и 43 народных заседателя. В годы Великой Отечественной войны все суды СССР были переведены на военное положение. В это время стало необходимым срочно пересматривать работу судов согласно требованиям военного времени. 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О военном положении". Практически он явился основной программой сохранения общественного порядка и дисциплины, государственной безопасности. В районах боевых действий все судебные органы вошли в состав военных советов, подчиняясь военным округам. А на нефронтовых территориях военное положение не вводилось. Суды Казахстана боролись за сохранение правопорядка в тылу; недопущение растранжиривания народного богатства; соблюдение социалистической законности в отправлении продуктов и одежды на фронт; вели активную борьбу против спекуляции и воровства. В этом плане надо особо отметить работу народных судов. Они привлекали к жесткой ответственности лиц, склонных к предательству, дезертиров, провокаторов, распространявших антисоветские, антипатриотические слухи. В годы войны народные суды Казахстана вынуждены были отправлять на фронт свои лучшие кадры, высококвалифицированных судей. Так, если в 1942 году были отправлены в ряды Советской Армии 130 судей народных судов, 31 член областного суда; в 1943 году - 77 народных судей и 13 членов областного суда. Их места занимали специалисты-инвалиды, вернувшиеся с фронта, и другие юристы-тыловики.
После окончания войны 23 июня 1945 года Верховный Совет СССР принял закон о демобилизации пожилых воинов из рядов армии. Они пополнили ряды трудящихся, занимающихся восстановительной работой. В послевоенные мирные годы рожденные военной обстановкой чрезвычайные органы, специальные суды и соответствующие им правовые акты постепенно начали терять силу. Производственные предприятия, в свое время переведенные на военные рельсы, возвращались в систему народного хозяйства. Многим привлеченным в годы войны к административной ответственности гражданам по законам милосердия были смягчены меры наказания; совершившие легкие виды преступлений освобождались от наказания.
26 мая 1947 года был издан Указ "Об отмене смертной казни". Все это было добрыми приметами мирного времени. Война унесла миллионы жизней, разрушила города, села, тысячи жизненно важных объектов. Это привело к острому дефициту кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу в судебные органы людей, не имеющих специального образования. Это продолжалось и после войны. В 1946 году в судебных органах Казахстана судьи, имеющие специальное высшее образование, составляли всего лишь 5 процентов; со средним образованием - 14; 45 процентов составляли прошедшие краткосрочные курсы, а не имеющие юридического образования - 36 процентов. Так было по всему Союзу. В 1946 году были существенно расширены возможности правовых учебных заведений и созданы предпосылки для широкой подготовки юридических кадров. Так, если в 1940 году в областных судах около 40 процентов судей были неквалифицированными, то в 1959 году все судьи имели специальное высшее образование. Это, конечно же, положительно повлияло на качество отправления правосудия. Почти в два раза сократился возврат судебных дел из-за низкого качества оформления. С этих пор работа по подготовке и повышению квалификации работников суда начала резко активизироваться. В 1959 году 66 процентов судей Казахстана имели высшее юридическое образование. В Конституции СССР 1936 года было записано, что применение гражданских кодексов и законов о судопроизводстве, о составе суда одинаково применимо для всех союзных республик СССР. Верховный Совет СССР за двадцать лет принял лишь закон о составе суда СССР и союзных республик. А общесоюзного кодекса не существовало, таким образом, до принятия Конституции 1939 года применялись республиканские кодексы. И то они были только в девяти республиках из пятнадцати. Это: РСФСР, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Грузия, Азербайджан, Таджикистан, Армения, Туркменистан. В шести республиках, созданных в этом же году, республиканские кодексы не применялись. Они относились непосредственно к Союзу. В том числе на территории Казахстана и Узбекистана кодексы РСФСР применялись в порядке нормы закона. Это были старые законы, применяемые еще с двадцатых годов. По существу они уже не отвечали требованиям нового времени, в связи с чем были внесены поправки и дополнения в старые кодексы. Например, Уголовный кодекс РСФСР, принятый второй сессией ВЦИК в 1926 году, действовал в Казахстане до 1959 года. До этого периода применялся и Гражданский кодекс РСФСР, принятый второй сессией ВЦИК 7 июня 1923 года. 157 статей этого кодекса из 479 относились к делам, связанным с частными предприятиями, тогда как в СССР не существовала частная собственность на предприятия. В 1959 году вторая сессия Верховного Совета Казахской ССР приняла три важных закона: Закон о судостроительстве, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Эти законы были всесторонне обсуждены и утверждены в Верховном Совете СССР 25 декабря 1958 года.
По новому закону, утвержденному Верховным Советом Казахской ССР, при Верховном суде был создан пленум. Мы уже говорили о том, что раньше эта компетенция принадлежала Верховному суду РСФСР. Пленум Верховного суда Казахской ССР давал разъяснение законов, применяемых в судебных делах на территории республики; анализ статистических данных; рассматривал материалы, анализирующие опыт работы судов и внесение в них изменений; протесты на постановления президиума Верховного суда; заслушивал и утверждал отчеты председателей судебных коллегий Верховного суда. Кроме того, пленум имел право обсуждать законы Казахской ССР, наиболее важные вопросы, выдвигать на рассмотрение Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Пленум пользовался особым правом руководить деятельностью всех судов и обеспечивать повышение квалификации судей.
Значительно расширилась и компетенция Президиума Верховного суда. Президиум Верховного суда состоял из председателя, его заместителя и членов. На нем рассматривались протесты по решениям судебных коллегий Верховного суда Казахской ССР. На заседании президиума в обязательном порядке присутствовал прокурор республики или его заместитель. Компетенции президиума и пленума Верховного суда республики были определены статьями 47 и 49 Закона "О составе суда Казахской ССР". Это серьезно усилило положение президиума и пленума Верховного суда. Они практически полностью контролировали деятельность всей судебной системы на всей территории республики.
50-е годы стали особой вехой в истории нашей страны. Особенно примечательным стал знаменитый XX съезд КПСС, обсуждавший вопрос "Об устранении последствий культа личности". В связи с таким резким политическим поворотом в 1953 году был ликвидирован "Совет особого суда" Министерства внутренних дел СССР, который являлся секретным органом. Все документы, касающиеся секретных дел, были переданы общим судам разных ступеней. Кроме того, 19 апреля 1959 года Указом Президиума Верховного Совета СССР вошел в силу Закон "О полной ликвидации беспредела в следствии, по делам диверсий, террористических актов и вредительства, допускавшихся по положениям, имеющим силу закона, принятым в 1934 и в 1937 годах". Это дало возможность открыто назвать имена людей, репрессированных в течение 30-летнего властвования Сталина. Так восторжествовала справедливость суда в защите прав человека. Верховным судам республик, краевым и областным судам были даны права рассматривать все государственные уголовные дела, кроме шпионажа. Здесь надо отметить одну важную дату. 14 августа 1954 года Верховный Совет СССР принял Указ "О создании коллегий в Верховных судах союзных и автономных республик, краевых, областных судах и автономных областях". В связи с этим 25 апреля 1955 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил порядок рассмотрения дел коллегиями областных судов. По этому указу коллегиям дано право в судебном порядке контролировать и рассматривать протесты на решения и приговоры народных судов, вступивших в законную силу.
В 1957 году был пересмотрен и расширен состав президиума Верховного суда. В том году в составе Верховного суда были: председатель и его два заместителя, 19 членов суда, 10 народных заседателей. Вследствие таких изменений в составе суда в союзном масштабе 23 марта 1960 года Президиум Верховного Совета Казахской ССР принял Указ "О сокращении Министерства юстиции Казахской ССР". Функции Министерства юстиции были переданы Верховному суду. А организацией работы местных судов руководили областные суды. Организация судопроизводства, финансовое обеспечение, материально-техническое снабжение народных судов областей и районов были вменены в компетенцию судебных органов, и это положение сохранялась в течение десяти лет.
В 1970 году Верховный Совет СССР принял постановление "Об учреждении Министерства юстиции в союзных республиках". В декабре того же года Совет Министров СССР принял постановление № 960 "Об учреждении Министерства юстиции в союзных республиках". На основании последнего было принято постановление Совета Министров Казахской ССР "Об учреждении Министерства юстиции Казахской ССР и организации его местных органов". Была обсуждена и утверждена компетенция Министерства юстиции. Согласно этому кадровые вопросы областных, районных народных судов, проблемы материально-технического обеспечения, материальные ценности, оборудование, нотариальные конторы были переданы под юрисдикцию Министерства юстиции; кроме того, новому министерству были переданы государственный нотариат, архив, статистика судебных дел, финансирование нотариатов.
В последующие двадцать лет судебная система республики не претерпевала радикальных перемен. Конституция 1936 года (в Казахстане 1937 г.), естественно, устарела и уже не могла отвечать требованиям нового общественного строя. Так, в 1978 году была принята новая Конституция СССР, которая соответствовала требованиям "строительства развитого социализма". Новая Конституция Казахской ССР полностью отвечала целям и задачам "Конституции СССР, которая, руководствуясь высокой целью - построением коммунизма, заложила прочный фундамент общественного согласия и основ политики СССР"11.
С 1985 года в Советском Союзе наметился большой поворот к демократизации общества, из деликатного политического положения в перестроечный период государство сумело выйти с достоинством, не обостряя политическую ситуацию в стране. Результатом этого стало то, что союзные республики получили суверенитет, став независимыми государствами, добровольно выйдя из состава Союза. В этом контексте для народов Казахстана историческим событием стал закон, принятый Верховным Советом Казахской ССР 24 апреля 1990 года "О введении должности Президента Казахской ССР и внесении дополнений в Конституцию Казахской ССР", и постановление Верховного Совета от 24 апреля 1990 года "О Президенте Казахской Советской Социалистической Республики", в корне изменившие общественный строй и государственную структуру Республики Казахстан. А принятая 25 октября 1990 года "Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики" явилась предпосылкой достижения независимости, о которой казахский народ мечтал испокон веков. 16 декабря 1991 года был опубликован Конституционный закон Президента Н. Назарбаева "О государственном суверенитете Республики Казахстан", который возвестил всему миру о независимости нашей страны. Этот день стал поистине историческим днем, национальным праздником народов Казахстана.
28 января 1993 года увидел свет основной Закон суверенного Казахстана - Конституция, отвечающая новому общественному и государственному строю. Казахстан укрепил свой международный авторитет, в стране возникли новые социально-общественные и политические отношения. Кроме того, Республика Казахстан провозгласила, что строит правовое государство. Все это диктовало необходимость проведения кардинальной правовой реформы, более полно отвечающей новому общественно-политическому, социально-экономическому и международному статусу молодого государства. Постановление Президента "О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан" от 12 февраля 1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Справедливый и независимый суд; высококвалифицированный, беспристрастный судья, назначаемый на постоянной основе; улучшение социально-бытового обеспечения судей - на этом основаны объективное правосудие и достойная жизнь служителей Фемиды, и именно этим подчеркнута важность и неизмеримая ответственность судей за результаты своей работы, социальная защита чести человека в мантии. Социально-бытовые вопросы рассматривались как одна из важнейших проблем. Этим постановлением были четко регламентированы структура судебных органов республики, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный суд был признан высшей инстанцией судебной власти, в компетенцию которого входила кассационная, надзорная, контролирующая деятельность над работой нижестоящих судов, а также он был признан органом, дающим разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательных актов. Были определены структура и состав судебных органов. Было предусмотрено, что в Верховном суде все внутрихозяйственные вопросы, все вопросы, связанные с отправлением правосудия, обеспечением для этого судей всем необходимым - все эти заботы отныне возлагались на руководителя аппарата. Ныне состав областных и городских судов идентичен, военные суды на территории Казахстана по всей компетенции и выполняемым задачам могут войти в состав пленума Верховного суда республики. Институт народных заседателей был упразднен. Следующим шагом Президента республики в реформировании судебной системы стал Указ 1995 года, имеющий силу конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти.
75-летняя история Верховного суда - сложный путь к совершенствованию системы правосудия, борьбы за торжество справедливости и гуманизма. Казахское общество достойно прошло этот путь, вынеся из опыта прошлого главное - только компетентный и независимый суд может быть гарантом законности и справедливости.
Первым председателем отдела Верховного суда РСФСР, организованного 11 апреля 1923 года, был назначен Нигмет Нурмаков, который с октября 1921 года возглавлял Верховный революционный трибунал. Следует особо отметить роль Нигмета Нурмакова в становлении Верховного суда, Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Казахстана. После работы министром юстиции и генеральным прокурором Казахской АССР в конце 1924 года Н. Нурмаков был назначен председателем Совета Народного Комиссариата республики (нынешний премьер-министр). В 1931-1937 годах был заведующим отделом коллегии ВЦИК. А в 1937 году, как многие другие ни в чем не повинные патриоты, стал жертвой сталинских репрессий.
В 1923 году штат Верховного суда составлял 52 единицы. Однако, в связи с острым недостатком кадров, в аппарате работали всего 29 человек. Для более широкого освещения деятельности Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР сохранившихся архивных документов слишком мало. И все-таки сохранился доклад заместителя председателя коллегии суда А.А. Голубцова об утверждении нового состава коллегии суда приказом Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР от 18 августа 1923 года4, из которого мы узнаем, что 1 января 1923 года был назначен только председатель суда в лице П.В. Алексеева. Лишь после приказа коллегии Верховного суда от 18 августа 1923 года были утверждены члены коллегии5. В это время председателем 3-го отдела Киргизского (Казахского) Верховного суда был временно назначен на эту должность И.И. Кочкин. Кроме названных членов коллегии, в разное время руководили коллегией суда Т.А. Арыстанбеков, М.Н. Демме. Если говорить о работе Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР в 1924 году, то это был период укрепления государственной власти, активизации деятельности судов в претворении в жизнь норм социалистической законности. От всех судебных инстанций требовались беспрекословное выполнение законов, основанных на политике классовой борьбы, направленной на уничтожение в стране чуждых элементов. 1 марта 1924 года председателем Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР назначен Тлеужан Мукашев. Это был высокоинтеллектуальный правовед, крупный организатор дела; к сожалению, его тоже не миновала горькая доля сталинских репрессий. Тлеужан Мукашев в 1924-1925 годы работал председателем Верховного суда, в 1936-1938 годы был председателем Уральского губернского суда; затем прокурором Уральского округа; членом коллегии отдела Казахского Верховного суда; в 1937 году - заместителем председателя Верховного суда Казахской ССР. Сохранился отчетный доклад 1924 года о работе Киргизского (Казахского) отдела Верховного суда РСФСР, где, в частности, председатель рассказал о роли и компетенции отдела. Он подчеркивал, что Верховный суд как высший судебный орган полностью контролирует деятельность судов; имеет право рассматривать жалобы, протесты по приговорам по уголовным делам губернских и местных народных судов; рассматривать любые дела судов в порядке контроля, за исключением Военно-транспортного трибунала и суда первой инстанции, рассматривающих дела особой государственной важности.
Президиум отдела Верховного суда состоял из председателя и кассационной коллегии по уголовным делам.
А в функцию его входило:
а) распределение обязанностей между членами коллегии;
б) назначение губернских судей;
в) возбуждение производственно-дисциплинарных дел;
г) рассматривание и утверждение специальных приказов и инструкций.
В 1924 году было проведено 31 заседание президиума, на которых рассматривались 77 разных вопросов, в том, числе: 11 - по организационным делам; 7 - о результатах проверок работы губернских судов; 6 - о решениях губернских судов по производственно-дисциплинарным вопросам; 4 - о производственно-дисциплинарных делах; 3 - о внутренних циркулярах и разных разъяснениях, о проверяющих губернских судов; 6 - об ускорении ведения дел на казахском языке; 3 - об исполненных делах коллегиями судов; 5 - о положении Верховного суда; 6 - о назначении и перемещении судей и других; 10 вопросов, касающихся организационных дел, нашли свои решения.
Самой сложной проблемой было решение вопросов ведения судебных дел на казахском языке. В связи с острой нехваткой национальных кадров практически невозможно было обеспечить ведение судопроизводства на казахском языке. В докладе Т. Мукашева привлекают внимание некоторые факты6. В 1924 году на нынешней территории Казахстана существовали Акмолинская, Семипалатинская, Актюбинская, Бокеевская, Костанайская, Оренбургская, Уральская губернии и Адайский уезд. Затем к ним присоединились Жетысуйская, Сырдарьинская губернии и Каракалпакская автономная область. Всеми этими судами на огромной территории руководило Казахское отделение Верховного суда. Если сказать точнее, на 2 845 275 квадратных метрах площади защищали права 6 216 672 граждан 4 губернских, 3 областных и Адайский уездный (на правах областного) суды.
1925 год для Казахстана был годом важных событий. Произошли серьезные изменения в государственной системе и территориальном управлении. Самое главное - к нашему народу вернулось истинное национальное имя - казахи. В свое время решением российских властей Казахстан был разделен. Южные области отошли к Туркестанскому краю. В 1924 году Жетысуйская и Сырдарьинская области были присоединены к Казахской АССР. В эти годы Казахский отдел Верховного суда РСФСР готовил проект, пересматривающий положение о составе суда. Причиной этому послужило отсутствие в Казахском отделе Верховного суда коллегии по гражданским делам. Гражданские дела рассматривались в губернских (областных) судах, а протесты и жалобы направлялись непосредственно в Верховный суд РСФСР. Таким образом, настоятельно встал вопрос о создании коллегии по гражданским делам.
1 июня 1925 года Президиум ВЦИК принял постановление "О создании в Казахском отделе Верховного суда коллегии по гражданским делам и кассационной коллегии", где указывалось: "При Казахском отделе Верховного суда РСФСР: 1. Создать кассационную коллегию по гражданским делам. 2. Поручить Верховному суду РСФСР внести конкретные изменения и дополнения в положение, утвержденное Президиумом ВЦИК 11 апреля 1923 года. 3. Измененный текст положения о казахском отделе Верховного суда РСФСР представить в Президиум ВЦИК и в Совет Народных Комиссаров РСФСР"7. В протоколе № 9 от 24 августа1925 года заседания Президиума Казахского отдела Верховного суда РСФСР записано: 1. "Согласно постановлению ВЦИК от 11 апреля 1923 года и 1 июня 1925 года пункты "б" и "в" 1-й статьи положения записать в следующей редакции: б) судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам... 2) во 2-й статье после слов "Председатель отдела" записать "Председатели кассационной судебной коллегии по уголовным делам и кассационной коллегии по гражданским судебным делам"8. Новое положение о Казахском отделе Верховного суда РСФСР было обсуждено и утверждено во всех государственных правовых органах. Самым важным изменением, внесенным в положение, было введение коллегии по гражданским делам и кассационной коллегии в состав Верховного суда КазАССР. В 6-ой статье проекта положения, принятого в 1925 году ВЦИК, говорится: "...Посылаемая губернскими судами Казахской Советской Социалистической Республики в отдел Верховного суда требуемая сумма по гражданским делам не должна превышать 10 000 рублей. Если требуемая сумма превышает 10 000 рублей то, как и прежде, кассационные жалобы по таким делам рассматриваются в порядке контроля непосредственно в Верховном суде РСФСР". Истцами и ответчиками всех судебных дел, относящихся к компетенции гражданской судебной коллегии, признаются: Казахский Центральный Исполнительный Комитет (КазЦИК); Совет Народных Комиссаров; народные комиссариаты и приравненные к ним центральные управления; губернские, областные исполнительные комитеты и столичный городской совет. Согласовав этот проект с ВЦИК, Совет Народных Комиссаров РСФСР 18 января 1926 года принял постановление "О положении Казахского отдела Верховного суда РСФСР"9.
Много труда и энергии вложил в организацию коллегии суда по гражданским делам в Казахском отделе Верховного суда председатель отделения Мырзагул Атаниязов. В 1921-1922 годах он работал заместителем председателя, председателем военной коллегии Актюбинского губернского трибунала. С 1922 года он народный комиссар юстиции КазАССР. Будучи признанным в республике высококвалифицированным правоведом, с 1925 по 1927 год Мырзагул Атаниязов возглавлял Казахский отдел Верховного суда. Ему тоже было суждено пасть жертвой репрессий.
Казахское отделение Верховного суда в 1926 году завершило совершенствование системы и структуры суда. В 1926-1936 годы суды, опираясь на советские законы, вели активную работу в поддержку коммунистических идей по строительству социализма. В 1936 году деятельность судебных органов была серьезно укреплена новой Конституцией, принятой VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом. В это время и в системе государственного управления Казахстана происходили заметные изменения. Наша автономная республика стала союзной республикой. Была принята конституция, обеспечивающая образование и развитие республики, осуществление власти, законотворческой деятельности. 9 июля 1936 года Президиум КазЦИК под председательством Л.И. Мирзояна создал конституционную комиссию. 3 февраля 1937 года КазЦИК рассмотрел вопрос "О Конституции Казахской ССР". Решили доработанный проект Конституции передать на широкое обсуждение трудящихся.
26 марта 1937 года Х Всеказахстанский съезд Советов принял постановление о принятии новой Конституции социалистического Казахстана10. IX глава Конституции СССР и VII глава Конституции Казахской ССР посвящены организации и созданию судебных органов прокурорской службы. Согласно Конституции КазССР по административному делению судебная система была создана под эгидой Советов народных депутатов. Во всех районах были созданы участки народных судов, рассматривающие гражданские и уголовные дела. Они считались самыми низшими судебными инстанциями. На следующей ступеньке стояли областные суды. Они рассматривали и принимали решения по гражданским и уголовным делам в масштабе области, также рассматривали кассационные жалобы, жалобы по решениям и приговорам народных судов, выносили по ним свой вердикт.
Верховный суд КазССР был высшим судебным органом. Он мог пересматривать решения нижестоящих судебных органов в порядке надзора и кассации. Также Верховный суд имел право пересматривать оставленные в силе решения судов по кассационным жалобам, протестам или кассационные жалобы, не рассмотренные из-за нарушения сроков подачи, установленных законом. В 1936 году в соответствии с основными принципами СССР и Казахской ССР судей народных судов избирали трудящиеся в порядке прямого, равного, тайного голосования сроком на 3 года. Выдвигать кандидатов в судьи и народные заседатели имели право: общие собрания общественных организаций трудящихся; партийных, профсоюзных организаций. Судей областного суда выбирал областной Совет депутатов трудящихся сроком на 5 лет. А судей Верховного суда назначал Верховный Совет Казахской ССР также сроком на 5 лет. В состав его входили: председатель, заместитель председателя, члены Верховного суда и народные заседатели. В Верховном суде Казахской ССР вели дела коллегия суда по уголовным делам и коллегия суда по гражданским делам. Обе коллегии Верховного суда были равными и вели дела самостоятельно, независимо друг от друга. Они могли пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов, вошедшие в законную силу. Им было дано право пересматривать по кассационным жалобам решения областных судов, принятые по проекту председателя Верховного суда Казахской ССР и генерального прокурора Казахской ССР, но не вошедшие еще в законную силу. Этому были свои причины. Согласно положениям нового закона "О составе суда", принятого в 1938 году, областные суды были лишены компетенции проведения по судебным делам коллегий и пленумов. Эти права были переданы Верховному суду Казахской ССР и Верховному суду СССР, в связи с чем были ликвидированы управления судов при областных судах; словом, согласно закону "О составе суда" все суды Казахстана вели судебные дела в строго очерченных рамках.
В 1939 году вторая сессия Верховного Совета Казахской ССР избрала в составе Верховного суда 25 судей и 43 народных заседателя. В годы Великой Отечественной войны все суды СССР были переведены на военное положение. В это время стало необходимым срочно пересматривать работу судов согласно требованиям военного времени. 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О военном положении". Практически он явился основной программой сохранения общественного порядка и дисциплины, государственной безопасности. В районах боевых действий все судебные органы вошли в состав военных советов, подчиняясь военным округам. А на нефронтовых территориях военное положение не вводилось. Суды Казахстана боролись за сохранение правопорядка в тылу; недопущение растранжиривания народного богатства; соблюдение социалистической законности в отправлении продуктов и одежды на фронт; вели активную борьбу против спекуляции и воровства. В этом плане надо особо отметить работу народных судов. Они привлекали к жесткой ответственности лиц, склонных к предательству, дезертиров, провокаторов, распространявших антисоветские, антипатриотические слухи. В годы войны народные суды Казахстана вынуждены были отправлять на фронт свои лучшие кадры, высококвалифицированных судей. Так, если в 1942 году были отправлены в ряды Советской Армии 130 судей народных судов, 31 член областного суда; в 1943 году - 77 народных судей и 13 членов областного суда. Их места занимали специалисты-инвалиды, вернувшиеся с фронта, и другие юристы-тыловики.
После окончания войны 23 июня 1945 года Верховный Совет СССР принял закон о демобилизации пожилых воинов из рядов армии. Они пополнили ряды трудящихся, занимающихся восстановительной работой. В послевоенные мирные годы рожденные военной обстановкой чрезвычайные органы, специальные суды и соответствующие им правовые акты постепенно начали терять силу. Производственные предприятия, в свое время переведенные на военные рельсы, возвращались в систему народного хозяйства. Многим привлеченным в годы войны к административной ответственности гражданам по законам милосердия были смягчены меры наказания; совершившие легкие виды преступлений освобождались от наказания.
26 мая 1947 года был издан Указ "Об отмене смертной казни". Все это было добрыми приметами мирного времени. Война унесла миллионы жизней, разрушила города, села, тысячи жизненно важных объектов. Это привело к острому дефициту кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу в судебные органы людей, не имеющих специального образования. Это продолжалось и после войны. В 1946 году в судебных органах Казахстана судьи, имеющие специальное высшее образование, составляли всего лишь 5 процентов; со средним образованием - 14; 45 процентов составляли прошедшие краткосрочные курсы, а не имеющие юридического образования - 36 процентов. Так было по всему Союзу. В 1946 году были существенно расширены возможности правовых учебных заведений и созданы предпосылки для широкой подготовки юридических кадров. Так, если в 1940 году в областных судах около 40 процентов судей были неквалифицированными, то в 1959 году все судьи имели специальное высшее образование. Это, конечно же, положительно повлияло на качество отправления правосудия. Почти в два раза сократился возврат судебных дел из-за низкого качества оформления. С этих пор работа по подготовке и повышению квалификации работников суда начала резко активизироваться. В 1959 году 66 процентов судей Казахстана имели высшее юридическое образование. В Конституции СССР 1936 года было записано, что применение гражданских кодексов и законов о судопроизводстве, о составе суда одинаково применимо для всех союзных республик СССР. Верховный Совет СССР за двадцать лет принял лишь закон о составе суда СССР и союзных республик. А общесоюзного кодекса не существовало, таким образом, до принятия Конституции 1939 года применялись республиканские кодексы. И то они были только в девяти республиках из пятнадцати. Это: РСФСР, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Грузия, Азербайджан, Таджикистан, Армения, Туркменистан. В шести республиках, созданных в этом же году, республиканские кодексы не применялись. Они относились непосредственно к Союзу. В том числе на территории Казахстана и Узбекистана кодексы РСФСР применялись в порядке нормы закона. Это были старые законы, применяемые еще с двадцатых годов. По существу они уже не отвечали требованиям нового времени, в связи с чем были внесены поправки и дополнения в старые кодексы. Например, Уголовный кодекс РСФСР, принятый второй сессией ВЦИК в 1926 году, действовал в Казахстане до 1959 года. До этого периода применялся и Гражданский кодекс РСФСР, принятый второй сессией ВЦИК 7 июня 1923 года. 157 статей этого кодекса из 479 относились к делам, связанным с частными предприятиями, тогда как в СССР не существовала частная собственность на предприятия. В 1959 году вторая сессия Верховного Совета Казахской ССР приняла три важных закона: Закон о судостроительстве, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Эти законы были всесторонне обсуждены и утверждены в Верховном Совете СССР 25 декабря 1958 года.
По новому закону, утвержденному Верховным Советом Казахской ССР, при Верховном суде был создан пленум. Мы уже говорили о том, что раньше эта компетенция принадлежала Верховному суду РСФСР. Пленум Верховного суда Казахской ССР давал разъяснение законов, применяемых в судебных делах на территории республики; анализ статистических данных; рассматривал материалы, анализирующие опыт работы судов и внесение в них изменений; протесты на постановления президиума Верховного суда; заслушивал и утверждал отчеты председателей судебных коллегий Верховного суда. Кроме того, пленум имел право обсуждать законы Казахской ССР, наиболее важные вопросы, выдвигать на рассмотрение Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Пленум пользовался особым правом руководить деятельностью всех судов и обеспечивать повышение квалификации судей.
Значительно расширилась и компетенция Президиума Верховного суда. Президиум Верховного суда состоял из председателя, его заместителя и членов. На нем рассматривались протесты по решениям судебных коллегий Верховного суда Казахской ССР. На заседании президиума в обязательном порядке присутствовал прокурор республики или его заместитель. Компетенции президиума и пленума Верховного суда республики были определены статьями 47 и 49 Закона "О составе суда Казахской ССР". Это серьезно усилило положение президиума и пленума Верховного суда. Они практически полностью контролировали деятельность всей судебной системы на всей территории республики.
50-е годы стали особой вехой в истории нашей страны. Особенно примечательным стал знаменитый XX съезд КПСС, обсуждавший вопрос "Об устранении последствий культа личности". В связи с таким резким политическим поворотом в 1953 году был ликвидирован "Совет особого суда" Министерства внутренних дел СССР, который являлся секретным органом. Все документы, касающиеся секретных дел, были переданы общим судам разных ступеней. Кроме того, 19 апреля 1959 года Указом Президиума Верховного Совета СССР вошел в силу Закон "О полной ликвидации беспредела в следствии, по делам диверсий, террористических актов и вредительства, допускавшихся по положениям, имеющим силу закона, принятым в 1934 и в 1937 годах". Это дало возможность открыто назвать имена людей, репрессированных в течение 30-летнего властвования Сталина. Так восторжествовала справедливость суда в защите прав человека. Верховным судам республик, краевым и областным судам были даны права рассматривать все государственные уголовные дела, кроме шпионажа. Здесь надо отметить одну важную дату. 14 августа 1954 года Верховный Совет СССР принял Указ "О создании коллегий в Верховных судах союзных и автономных республик, краевых, областных судах и автономных областях". В связи с этим 25 апреля 1955 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил порядок рассмотрения дел коллегиями областных судов. По этому указу коллегиям дано право в судебном порядке контролировать и рассматривать протесты на решения и приговоры народных судов, вступивших в законную силу.
В 1957 году был пересмотрен и расширен состав президиума Верховного суда. В том году в составе Верховного суда были: председатель и его два заместителя, 19 членов суда, 10 народных заседателей. Вследствие таких изменений в составе суда в союзном масштабе 23 марта 1960 года Президиум Верховного Совета Казахской ССР принял Указ "О сокращении Министерства юстиции Казахской ССР". Функции Министерства юстиции были переданы Верховному суду. А организацией работы местных судов руководили областные суды. Организация судопроизводства, финансовое обеспечение, материально-техническое снабжение народных судов областей и районов были вменены в компетенцию судебных органов, и это положение сохранялась в течение десяти лет.
В 1970 году Верховный Совет СССР принял постановление "Об учреждении Министерства юстиции в союзных республиках". В декабре того же года Совет Министров СССР принял постановление № 960 "Об учреждении Министерства юстиции в союзных республиках". На основании последнего было принято постановление Совета Министров Казахской ССР "Об учреждении Министерства юстиции Казахской ССР и организации его местных органов". Была обсуждена и утверждена компетенция Министерства юстиции. Согласно этому кадровые вопросы областных, районных народных судов, проблемы материально-технического обеспечения, материальные ценности, оборудование, нотариальные конторы были переданы под юрисдикцию Министерства юстиции; кроме того, новому министерству были переданы государственный нотариат, архив, статистика судебных дел, финансирование нотариатов.
В последующие двадцать лет судебная система республики не претерпевала радикальных перемен. Конституция 1936 года (в Казахстане 1937 г.), естественно, устарела и уже не могла отвечать требованиям нового общественного строя. Так, в 1978 году была принята новая Конституция СССР, которая соответствовала требованиям "строительства развитого социализма". Новая Конституция Казахской ССР полностью отвечала целям и задачам "Конституции СССР, которая, руководствуясь высокой целью - построением коммунизма, заложила прочный фундамент общественного согласия и основ политики СССР"11.
С 1985 года в Советском Союзе наметился большой поворот к демократизации общества, из деликатного политического положения в перестроечный период государство сумело выйти с достоинством, не обостряя политическую ситуацию в стране. Результатом этого стало то, что союзные республики получили суверенитет, став независимыми государствами, добровольно выйдя из состава Союза. В этом контексте для народов Казахстана историческим событием стал закон, принятый Верховным Советом Казахской ССР 24 апреля 1990 года "О введении должности Президента Казахской ССР и внесении дополнений в Конституцию Казахской ССР", и постановление Верховного Совета от 24 апреля 1990 года "О Президенте Казахской Советской Социалистической Республики", в корне изменившие общественный строй и государственную структуру Республики Казахстан. А принятая 25 октября 1990 года "Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики" явилась предпосылкой достижения независимости, о которой казахский народ мечтал испокон веков. 16 декабря 1991 года был опубликован Конституционный закон Президента Н. Назарбаева "О государственном суверенитете Республики Казахстан", который возвестил всему миру о независимости нашей страны. Этот день стал поистине историческим днем, национальным праздником народов Казахстана.
28 января 1993 года увидел свет основной Закон суверенного Казахстана - Конституция, отвечающая новому общественному и государственному строю. Казахстан укрепил свой международный авторитет, в стране возникли новые социально-общественные и политические отношения. Кроме того, Республика Казахстан провозгласила, что строит правовое государство. Все это диктовало необходимость проведения кардинальной правовой реформы, более полно отвечающей новому общественно-политическому, социально-экономическому и международному статусу молодого государства. Постановление Президента "О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан" от 12 февраля 1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Справедливый и независимый суд; высококвалифицированный, беспристрастный судья, назначаемый на постоянной основе; улучшение социально-бытового обеспечения судей - на этом основаны объективное правосудие и достойная жизнь служителей Фемиды, и именно этим подчеркнута важность и неизмеримая ответственность судей за результаты своей работы, социальная защита чести человека в мантии. Социально-бытовые вопросы рассматривались как одна из важнейших проблем. Этим постановлением были четко регламентированы структура судебных органов республики, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный суд был признан высшей инстанцией судебной власти, в компетенцию которого входила кассационная, надзорная, контролирующая деятельность над работой нижестоящих судов, а также он был признан органом, дающим разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательных актов. Были определены структура и состав судебных органов. Было предусмотрено, что в Верховном суде все внутрихозяйственные вопросы, все вопросы, связанные с отправлением правосудия, обеспечением для этого судей всем необходимым - все эти заботы отныне возлагались на руководителя аппарата. Ныне состав областных и городских судов идентичен, военные суды на территории Казахстана по всей компетенции и выполняемым задачам могут войти в состав пленума Верховного суда республики. Институт народных заседателей был упразднен. Следующим шагом Президента республики в реформировании судебной системы стал Указ 1995 года, имеющий силу конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти.
75-летняя история Верховного суда - сложный путь к совершенствованию системы правосудия, борьбы за торжество справедливости и гуманизма. Казахское общество достойно прошло этот путь, вынеся из опыта прошлого главное - только компетентный и независимый суд может быть гарантом законности и справедливости.