"Справедливый и неподкупный суд - важнейшая основа демократического и правового государства. Одно из главных достижений суверенного Казахстана - это обретение судами и судьями не только формально-юридической, но и фактической независимости." - Н. А. Назарбаев

ПОЛОЖЕНИЕ о Комиссии по судейской этике филиала Союза судей

Утверждено постановлением

Центрального Совета Союза судей

Республики Казахстан 

от «28» июня 2021 года

 

                                              

ПОЛОЖЕНИЕ

о  Комиссии по судейской этике филиала Союза судей

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о Комиссии по судейской этике филиала Союза судей (далее – Положение) разработано в соответствии с Уставом Республиканского общественного объединения «Союз судей Республики Казахстан» (далее – Союз судей).

1.2. Комиссия по судейской этике (далее – Комиссия) образуется Конференцией филиала Союза судей (далее – Конференция) в порядке, предусмотренном Уставом и настоящим Положением, в целях выражения интересов судей – носителей судебной власти по вопросам этики, морали и нравственности.

1.3. Предметом деятельности Комиссии является рассмотрение материалов по обращениям физических, юридических лиц и общественности (далее – обращения), представлениям государственных должностных лиц, а также сведениям, содержащимся в публикациях средств массовой информации (далее - СМИ) и других официальных источников информации на действия (бездействия), выразившиеся в совершении порочащего проступка, противоречащего судейской этике в поведении судьи, председателя, председателя судебной коллегии (далее – судьи), в результате которого были нарушены положения Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.

1.4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Конституционным Законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее – Конституционный закон о судебной системе и статусе судей), Положением о Судебном жюри, Кодексом судейской этики, Положением о филиале Союза судей, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

1.5. Комиссия может разработать и утвердить на своем заседании регламент работы по порядку подготовки, изучения и рассмотрения обращений, представлений, материалов к ним, не противоречащий данному Положению и нормативным правовым актам Республики Казахстан.

 

2. Порядок образования Комиссии

2.1. Комиссия образуется высшим органом филиала Союза судей – Конференцией, порядок созыва и проведения которой предусмотрены Уставом Союза судей. 

2.2. Конференция избирает из числа членов филиала Союза судей, в том числе судей в отставке, тайным голосованием на альтернативной основе простым большинством голосов, сроком на два года Председателя, Секретаря и членов Комиссии.

2.3. Количественный и персональный состав Комиссии определяется конференцией.

2.4. Не могут быть избранными в состав Комиссии: председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председатели и председатели судебных коллегий областных и приравненных к ним судов, председатели районных и приравненных к ним судов, члены Высшего Судебного Совета Республики Казахстан и Судебного жюри, члены Центрального Совета Союза судей, председатели, секретари и члены Советов филиалов Союза судей.

2.5. Основанием для выбытия судьи из состава Комиссии является его личное заявление или решение конференции судей.

2.6. В случае выбытия пятидесяти и более процентов состава Комиссии (председателя, секретаря, членов Комиссии), выборы нового состава Комиссии проводятся на очередной (внеочередной) Конференции в порядке, установленном Уставом Союза судей и настоящим Положением.

2.7. В период между Конференциями Совет филиала может взамен выбывшего (председателя, секретаря, члена Комиссии) кооптировать в состав Комиссии одного из членов филиала на оставшийся срок до проведения очередной (внеочередной) конференции.

 

3. Основания рассмотрения обращений, материалов

3.1. Комиссия при филиале Союза судей Верховного Суда Республики Казахстан рассматривает вопросы соблюдения норм Кодекса судейской этики по обращениям физических, юридических лиц и общественности, а также по представлениям государственных должностных лиц в отношении:

1) судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан;

2) председателей областных и приравненных к ним судов.

3.2. Комиссия при филиале областного или приравненного к нему суда рассматривает вопросы соблюдения норм Кодекса судейской этики по обращениям физических, юридических лиц и общественности, а также по представлениям государственных должностных лиц в отношении:

1) судей, председателей районных, межрайонных, военных, городских и приравненных к ним судов;

2) судей областных и приравненных к ним судов;

3) председателей судебных коллегии областных и приравненных к ним судов.

3.3. Основанием для рассмотрения вопроса о нарушениях Кодекса судейской этики могут служить сведения, содержащиеся в публикациях СМИ, представлениях государственных должностных лиц и других официальных источниках информации, обращениях физических, юридических лиц и общественности о действии (бездействии), выразившимся в совершении порочащего проступка, противоречащего судейской этике, в поведении судьи, в результате которого были нарушены положения Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.

3.4. Обращения физических, юридических лиц и общественности, представления государственных должностных лиц, а также сведения, содержащиеся в публикациях СМИ и других официальных источниках информации о нарушениях законности при рассмотрении судьями дел, а также процессуальные нарушения судей, не относящиеся к нарушению норм Кодекса судейской этики, не подпадают под действие настоящего Положения, не являются предметом деятельности Комиссии и рассмотрению не подлежат. Они возвращаются заявителю с соответствующим разъяснением, в какие компетентные органы или организации следует ему обратиться.

3.5. Не подлежат рассмотрению Комиссией и возвращаются без рассмотрения анонимные обращения, обращения, в которых не изложены факты (суть действия или бездействия) о нарушении судьей норм Кодекса судейской этики, а также повторные обращения по которым Комиссией дан ответ.  

     

 4. Полномочия Комиссии

 4.1. Председатель Комиссии:

- организует работу Комиссии, осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;

- разрабатывает и утверждает планы работы, повестку дня заседаний Комиссии, контролирует их исполнение;

- распределяет поступившие обращения, представления, а также общественные поручения Центрального Совета Союза судей членам Комиссии;

- принимает участие в изучении материалов и подготовке проектов решений Комиссии;

- представляет отчеты о работе Комиссии в Центральный Совет Союза судей по итогам деятельности за первое полугодие и год;

-информирует по итогам года Конференцию, Совет филиала, Центральный Совет Союза судей и расширенное пленарное заседание судей соответствующего областного и приравненного суда о состоянии соблюдения судьями норм Кодекса судейской этики и о проделанной работе Комиссией;

- осуществляет иные полномочия, необходимые для обеспечения работы Комиссии.

4.2.  Секретарь Комиссии:

- ведет делопроизводство;

- извещает членов Комиссии о времени и месте заседания Комиссии,  повестке дня;

- ведет протоколы заседаний Комиссии;

- в отсутствие Председателя исполняет его обязанности.

4.3.  Член Комиссии:

- изучает материалы, участвует в подготовке проектов решений и ответов на запросы;

- получает пояснения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

- может выразить особое мнение в письменном виде для приобщения к протоколу заседания Комиссии;

- вносит предложения по вопросам деятельности Комиссии.

4.4. Член Комиссии:

- должен посещать заседания Комиссии и выполнять общественные поручения, возложенные на него Комиссией и председателем Комиссии;

- сохраняя объективность и беспристрастность, должен обеспечивать всестороннюю и качественную проверку доводов, изложенных в обращениях и представлениях на действие (бездействие) судьи.

 

5. Порядок работы Комиссии

5.1. Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.

5.2. Поступившие в Комиссию обращения, представления, другие материалы от государственных должностных лиц, физических, юридических лиц и общественности, а также критические материалы (выписки и извлечения СМИ) и сведения других официальных источников информации о нарушениях судьей положений Кодекса судейской этики подлежат учету в журнале (на бумажных или на электронных носителях).

5.3. В случае поступления обращений, материалов, имеющих большой общественный резонанс, Председатель Комиссии после регистрации документов информирует об этом Центральный Совет Союза судей в течение одного рабочего дня, путем направления копии материалов на его официальный адрес или посредством иных доступных средств связи (электронный адрес, мобильные приложения и другие).

5.4. Рассмотрение обращений, представлений, материалов, принятие Комиссией по ним решений осуществляется в разумные сроки с учетом соблюдения установленных Конституционным Законом «О судебной системе и статусе судей», сроков привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. В срок рассмотрения не включается время служебной проверки и время отсутствия судьи на работе по уважительной причине.

5.5. Комиссия по согласованию с Центральным Советом Союза судей приостанавливает рассмотрение поступивших в отношении судьи материалов до вступления в законную силу приговора либо постановления суда о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям.   В этом случае проведение проверки возобновляется на основании приговора или постановлении суда со дня поступления вступившего в законную силу судебного акта в Комиссию.

5.6. Комиссия при рассмотрении материалов и обсуждении вопросов, относящихся к ее компетенции, руководствуется принципами открытости и свободы волеизъявления, гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, равенства сторон, соблюдения независимости судей и невмешательства в судебную деятельность по отправлению правосудия.

5.7. Комиссия проводит заседания в открытой либо в закрытой форме.

5.8. В целях недопущения разглашения сведений о личной жизни судьи и членов его семьи, а также, если материалы содержат сведения, доступ к которым ограничен нормативными актами в силу их конфиденциальности, и в иных случаях, заседание по решению Комиссии может быть проведено в закрытой форме. Решение о форме проведения заседания (открытое, закрытое) принимается Комиссией простым большинством голосов.

5.9. Председатель Комиссии поручает проведение проверки по поступившим материалам одному из членов Комиссии (изучение материалов, опрос заинтересованных лиц, запрос документов и т.д.). Для проработки отдельных вопросов председатель или члены комиссии могут по согласованию привлечь к проверке кадровую службу или отдел внутренней безопасности.

5.10. По результатам проверки выносится письменное заключение, которое в электронном виде или на бумажном носителе передается для изучения членам Комиссии и в назначенный Председателем Комиссии день, согласно утвержденной им повестки дня заседания, рассматривается на заседании Комиссии.  

5.11. При установлении факта нарушения судьей норм Кодекса судейской этики, отзыв жалобы автором обращения не препятствует рассмотрению имеющихся материалов на заседании Комиссии с вынесением решения в порядке пункта 6.1. настоящего Положения.

5.12. На заседание Комиссии приглашается для участия судья, чей поступок подлежит обсуждению. Он извещается о дне заседания и ознакамливается с материалами проверки, как правило, не менее чем за три рабочих дня до начала заседания Комиссии. Он может предоставить свои пояснения по существу рассматриваемого вопроса и документы для исследования и приобщения к материалам. На заседание Комиссии на ее усмотрение могут быть приглашены другие заинтересованные лица.

5.13. Судья, чей поступок подлежит обсуждению на Комиссии, может в срок, не менее трех суток до начала заседания, обратиться с ходатайством к председателю Комиссии об участии на заседании члена филиала Союза судей (судьи, судьи в отставке либо вышедшего на пенсию), в целях представления его законных интересов на заседании Комиссии, приложив письменное согласие члена филиала (судьи, судьи в отставке либо вышедшего на пенсию) на представление его интересов. На лицо (судья, судья в отставке либо вышедший на пенсию), представляющее интересы судьи, чей поступок подлежит обсуждению, распространяются положения, предусмотренные в пункте 5.13 настоящего Положения.

5.14. По поручению Председателя Центрального Совета Союза судей на открытое (закрытое) заседание Комиссии может быть направлен представитель из числа членов Центрального Совета Союза судей для ознакомления с материалами проверки и участия в заседании.

На заседании Комиссии представитель Центрального Совета Союза судей выражает личное мнение по существу рассматриваемого вопроса.

 Участвовавший на заседании Комиссии член Центрального Совета Союза судей, в случае поступления жалобы судьи (представления Председателя Верховного Суда РК, жалобы председателя филиала Союза судей) на решение Комиссии в Центральный Совет Союза судей, не может участвовать в голосовании при рассмотрении соответствующей жалобы (представления) на заседании Центрального Совета Союза судей.

5.15. Судья, чей поступок подлежит обсуждению на заседании Комиссии, может заблаговременно обратиться в Центральный Совет Союза судей с мотивированным ходатайством о передаче обращения с материалами для рассмотрения Комиссией другого филиала Союза судей. На время рассмотрения ходатайства Центральным Советом Союза судей, производство по материалу приостанавливается.

Ходатайство судьи, чей поступок подлежит обсуждению, рассматривается Центральным Советом в кратчайшее время, с вынесением решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства судьи.

 При удовлетворении ходатайства судьи, чей поступок подлежит обсуждению, обращение и материалы передаются для рассмотрения в Комиссию другого филиала Союза судей.

Решение Центрального Совета Союза судей, вынесенное по результатам рассмотрения ходатайства судьи, является окончательным и не подлежит обжалованию.

5.16. Неявка на заседание Комиссии без уважительных причин судьи, чей проступок подлежит рассмотрению, не является препятствием к рассмотрению материалов, если он был извещен о дне рассмотрения материалов своевременно и надлежащим образом. В случае необходимости Комиссия приглашает на заседание автора (инициатора) обращения.

5.17. Заседание Комиссии может быть проведено дистанционно, в том числе с использованием опросных листов, систем видеоконференцсвязи и других информационных систем с применением средств аудио и (или) видеосвязи.

5.18. На заседании Комиссии заслушивается доклад члена Комиссии, которому поручалась проверка, предоставляется слово для изложения доводов судье, чей поступок обсуждается, при необходимости заслушиваются пояснения приглашенных лиц, оглашаются материалы.

5.19. По результатам рассмотрения материалов члены Комиссии в совещательной  комнате принимают решение путем голосования в условиях, исключающих возможность внешнего воздействия. Решение Комиссии правомочно, если на заседании присутствовало простое большинство ее членов и за принятое решение проголосовало более половины присутствующих. При равенстве голосов принятым считается решение, улучшающее положение судьи, в отношении которого рассматриваются материалы. Член комиссии не может воздерживаться от голосования. Член комиссии, не согласный с принятым решением, может в письменном виде изложить особое мнение для приобщения к протоколу заседания Комиссии. Члены Комиссии обязаны сохранять тайну совещательной комнаты.

5.20. Решение Комиссии выносится в письменной форме и подписывается всеми членами Комиссии, принимавшими участие в заседании, включая члена Комиссии с особым мнением. По результатам голосования, резолютивная часть решения оглашается на заседании председательствующим.

Лица, участвовавшие в открытом, закрытом заседании Комиссии, не должны  разглашать сведения, ставшие им известными в ходе рассмотрения  материалов.

5.21. Решение в течение пяти рабочих дней направляется лицу, чьи действия были предметом рассмотрения Комиссией, и Председателю соответствующего филиала Союза судей по почте либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование доставки.

5.22. Если материалы рассматривались по представлениям государственных должностных лиц, им направляется копия решения или выписка из решения по почте либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование доставки. Другим лицам, в том числе представителям СМИ, чьи обращения на действия судьи рассматривались на заседании Комиссии, направляется ответ о результатах рассмотрения обращения.

В СМИ может быть предоставлена копия решения Комиссии, если его содержание не наносит ущерба имиджу судебной власти и не содержит конфиденциальных либо секретных сведений, затрагивающих охраняемые законом интересы государства.

5.23. В случаях, предусмотренных Положением о Судебном жюри, копия решения Комиссии с материалами направляются в Судебное жюри для рассмотрения в рамках компетенции Судебного жюри.

 

6. Виды решений Комиссии, срок действия и досрочное снятие взыскания

6.1. По результатам рассмотрения материалов Комиссия принимает одно из решений:

6.1.1. признать факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике и:

1.1) вынести решение о направлении  материалов в Судебное жюри для решения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

1.2) вынести общественное порицание;

6.1.2. Прекратить производство в связи с неустановлением в действиях судьи факта совершения порочащего проступка, противоречащего судейской этике и нарушения норм Кодекса судейской этики.

6.2. За каждое нарушение Кодекса судейской этики налагается лишь одно взыскание с учетом характера проступка, данных о личности судьи и степени его вины.

6.3. Срок действия решения Комиссии о признании факта совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике не может превышать одного года со дня его принятия, если в течение года в отношении судьи не принято нового решения о признании факта совершения им порочащего проступка.

6.4. По истечении шести месяцев со дня вынесения решения Комиссией о признании факта совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике, оно может быть снято решением Центрального Совета Союза судей по обращению судьи, в отношении которого оно вынесено, при наличии к тому оснований.

Решение Центрального Совета Союза судей, принятое по результатам рассмотрения Обращения, обжалованию не подлежит.

6.5. Вопросы о снятии дисциплинарного взыскания, наложенного на судью в порядке, предусмотренном Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей», Положением о Судебном жюри на основании решения Комиссии о признании факта совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этики, решаются названными Конституционным законом и Положением о Судебным жюри.

 

7. Обжалование решения Комиссии

7.1. Решение Комиссии, вынесенное по результатам рассмотрения обращения, может быть обжаловано в Центральный Совет Союза судей судьей, в отношении которого рассмотрен материал, председателем соответствующего филиала Союза судей – в течение десяти рабочих дней со дня получения протокольного решения, Председателем Верховного Суда Республики Казахстан – с момента, когда ему стало известно о принятом Комиссией решении. Подача жалобы осуществляется с соблюдением установленных правовыми актами сроков привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

7.2. Жалоба на решение Комиссии рассматривается на заседании Центрального Совета Союза судей в порядке, предусмотренном Регламентом работы Центрального Совета Союза судей. Решение Центрального Совета Союза судей является окончательным и обжалованию не подлежит.  

 

8.  Заключительные положения

8.1. По итогам года Комиссия архивирует материалы и передает их в Совет филиала для обеспечения хранения в архиве в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих вопросы ведения делопроизводства.

8.2. Комиссия прекращает свою деятельность в случае истечения срока полномочий, предусмотренного пунктом 2.2. настоящего Положения либо по решению конференции. 

 

***